Пленарные доклады

Шаркова Оксана Эдуардовна

Шаркова Оксана Эдуардовна
магистр экономических наук,
ст. преподаватель кафедры экономической теории
Академии Управления при Президенте Республики Беларусь,
научный редактор производственно-практических журналов
«Практическое ценообразование», «Экономика. Финансы. Управление», «Справочник экономиста»

Чернушевич Дмитрий Владимирович

Чернушевич Дмитрий Владимирович
директор филиала №1 Агентства недвижимости «Загородный дом»



Синяк Николай Георгиевич

Синяк Николай Георгиевич
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой организации производства и экономики недвижимости БГТУ, г. Минск


Егоров Александр Вениаминович

Егоров Александр Вениаминович
кандидат экономических наук,
доцент кафедры управления финансами ГИУСТ БГУ, г.Минск


Солнцев Илья Васильевич

Солнцев Илья Васильевич
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Оценка и управление собственностью»
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Трифонов Николай Юрьевич

Трифонов Николай Юрьевич
кандидат физико-математических наук, доцент,
председатель Белорусского общества оценщиков,
Генеральный директор Совета объединений оценщиков СНГ, г. Минск

Унукович Анатолий Владимирович

Унукович Анатолий Владимирович
кандидат экономических наук, доцент,
заведующий отделом экономики минерального сырья Государственного предприятия «БелНИГРИ»


Климкович Надежда Ивановна

Климкович Надежда Ивановна
магистр экономических наук,
преподаватель кафедры управления недвижимостью ГИУСТ БГУ,
аспирант кафедры менеджмента экономического факультета БГУ, г. Минск

Борздова Татьяна Васильевна

Борздова Татьяна Васильевна
кандидат технических наук,
доцент, и.о. зав. кафедрой управления недвижимостью ГИУСТ БГУ, г. Минск


Устюшенко Наталья Андреевна

Устюшенко Наталья Андреевна
магистр экономических наук,
преподаватель кафедры управления недвижимостью ГИУСТ БГУ, г. Минск

Обсуждение материалов конференции

Шаркова Оксана Эдуардовна
магистр экономических наук, ст. преподаватель кафедры экономической теории Академии Управления при Президенте Республики Беларусь

Чернушевич Дмитрий Владимирович
директор филиала №1 Агентства недвижимости «Загородный дом»

Синяк Николай Георгиевич
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации производства и экономики недвижимости Белорусского государственного технологического университета, г. Минск

Егоров Александр Вениаминович
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления финансами ГИУСТ БГУ, г.Минск

Солнцев Илья Васильевич
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Оценка и управление собственностью» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Трифонов Николай Юрьевич
кандидат физико-математических наук, доцент, председатель Белорусского общества оценщиков, Генеральный директор Совета объединений оценщиков СНГ, г. Минск

Унукович Анатолий Владимирович
кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом экономики минерального сырья Государственного предприятия «БелНИГРИ»

Климкович Надежда Ивановна
магистр экономических наук, преподаватель кафедры управления недвижимостью ГИУСТ БГУ, аспирант кафедры менеджмента экономического факультета Белорусского государственного университета, г. Минск

Борздова Татьяна Васильевна
кандидат технических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой управления недвижимостью ГИУСТ БГУ, г. Минск
Устюшенко Наталья Андреевна
магистр экономических наук, преподаватель кафедры управления недвижимостью ГИУСТ БГУ, г. Минск

Воробьева Елена Михайловна
доцент, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и управления бизнесом ГИУСТ БГУ, г. Минск

Институциональная среда ценообразования в Республике Беларусь Институциональная среда рынка недвижимости

Шаркова Оксана Эдуардовна

Применяется ли административная ответственность за нарушения порядка формирования цен (неправильное составление калькуляции, превышение надбавок импортером и др.), допущенные до 1 марта 2011 г., если на сегодняшний момент товары не входят в перечень регулируемых согласно Указу №72?

  1. С 1 марта 2011 г. субъекты хозяйствования вправе реализовывать товары (работы, услуги) без наличия экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом Президента РБ от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь».

    Согласно ст. 10 Закона РБ от 10.01. 2000 № 361-З «О нормативных правовых актах РБ» в случае расхождения указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издания указа предоставлены законом.

    Согласно ч. 2 ст. 1.5 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях (далее – КоАП) акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

    Поэтому с 01.03.2011 г. не считается административным правонарушением и не применяется ответственность, предусмотренная КоАП за отсутствие у организаций-изготовителей и импортеров экономических расчетов, подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов) по товарам, не включенным в Перечень согласно приложению 1 к Указу № 72. При этом Указ 72 распространяет свое действие на отношения, возникшее до его вступления в силу, следовательно, за отсутствие таких экономических расчетов в прошлых периодах ответственность также применяться не будет.

  2. Необходимо ли составлять экономическое обоснование на цены, помещаемые в прейскуранты? Необходимо ли обосновывать уровень сформированной цены импортерам? Следует ли переделывать плановую калькуляцию при изменении цены на сырье и материалы? При создании новых видов продукции обязательно ли составлять плановую калькуляцию или достаточно утвердить нормы расхода материалов?

    Согласно п. 2.3 Указа Президента РБ от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» не являются правонарушениями:

    1. превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;
    2. реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень регулируемых;
    3. реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых Указом № 72.

    Если продукция организации не входит в перечень товарных групп, указанных в Указе № 72, то отсутствие экономического обоснования не является нарушением дисциплины цен. Но, согласно п. 3 ст. 12.4 КоАП, отсутствие решения органа (должностного лица) юридического лица и индивидуального предпринимателя об установлении цен на товары, производимые в Республике Беларусь, ввозимые на ее территорию в таможенном режиме «выпуск товаров для свободного обращения», ввозимые из Российской Федерации, а также непредставление информации о ценах на эти товары в республиканский орган государственного управления по вопросам экономики в Республике Беларусь в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения - влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10% стоимости реализованных товаров в части цен, на которые произведено нарушение. Таким образом, по мнению автора, обоснование в организации быть должно, хотя за его отсутствие и не накажут, но руководитель любого предприятия должен знать рентабельность выпускаемой продукции, ее себестоимость, структуру затрат.

    Данная норма распространяется и на импортную продукцию. Организации-импортеры самостоятельно определяют составление экономического обоснования (расчета) цены на ввозимые на территорию Республики Беларусь товары, не входящие в перечень регулируемых.

    Ответ на этот вопрос плавно перетекает к еще одному аспекту проблемы: плановая калькуляция. Организация обязана составлять плановую калькуляцию отпускной цены, в том числе и на новые модели продукции рекомендуется указывать утвержденные нормы (нормативы) по расходу сырья и материалов, затратам времени, использования оборудования, ремонта, брака и т.д. Данные нормы (нормативы) перечислены в технической документации, в учетной политике указывается наименование и реквизиты соответствующего документа.

    Нормирование расхода сырья и материалов осуществляется с целью определения его оптимального количества при закупках, необходимого для изготовления продукции заданного качества в установленные сроки, рационального и эффективного их использования. Порядок разработки и утверждения норм расхода сырья и материалов организациями Министерства промышленности Республики Беларусь установлен Инструкцией о порядке нормирования расхода сырья и материалов в производстве продукции, утвержденной Постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 30.11.2007 № 21. Данной Инструкцией могут пользоваться также и организации без ведомственной подчиненности на основании локальных правовых актов.

    В Инструкции о порядке нормирования расхода сырья и материалов указано, что нормированию подлежат все виды сырья и материалов, применяемые при производстве продукции и в других производственных процессах. Порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливается организацией.

    Сложившаяся в последующих периодах фактическая себестоимость может отличаться от плановой. Порядок списания и включения сырья и материалов в себестоимость продукции устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике и других локальных нормативных правовых актах и не зависит от даты составления плановой калькуляции. Организация вправе самостоятельно принимать решение о необходимости пересчета плановой калькуляции в случае неизменной отпускной цены.

    Процессы нормирования сырья и материалов и процессы закупок являются составными интегрированной системы менеджмента организации и должны отвечать требованиям СТБ ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования", утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 26 сентября 2001 г. № 41.

  3. Можно ли повышать отпускные цены на производимую организацией продукцию несколько раз в месяц?
    Как сформировать новый уровень на остатки импортируемой продукции?

    Предприятие самостоятельно может принимать решение об уровне цен, исключение составляют товарные группы, которые регулируются со стороны государства. На сегодняшний момент, для товарных групп, на которые не являются регулируемыми, нет ограничений с точки зрения предельно допустимых индексов роста цен в месяц или квартал, рентабельности и т.д. Поэтому при необходимости хозяйствующий субъект в праве самостоятельно принимать решение об изменении цены (повышение или снижение) в зависимости от сложившейся конъюнктуры рынка или состава затрат.

    С импортируемыми товарами ситуация немного сложнее. Определение нового уровня сформированных отпускных цен на остатки ранее импортированного товара не рассматривается как переоценка товара, так как затрагивается бухгалтерский учет. Организация-импортер имеет право установить новый уровень отпускной цены, если продукция числится по учетным ценам, то есть по ценам приобретения. В том случае, если товары числятся в учете по продажным ценам (розничным, отпускным), то цены не могут быть пересчитаны. Поэтому при условии учета импортируемого товара по ценам приобретения, хозяйствующий субъект может менять отпускные цены на отдельные партии товара, только по мере его реализации.

  4. Можно ли планировать выпуск планово-убыточной продукции?

    На товары, которые не входят в Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами, хозяйствующие субъекты могут самостоятельно определять уровень отпускных цен. Зачастую продажа товаров по цене на уровне себестоимости или ниже идет в разрезе стратегии различной прибыльности, когда предприятие выпускает широкий перечень дифференцированной продукции. В этом случае на новые, более популярные модели устанавливается высокая норма рентабельности, а «устаревшие» продаются даже с убытком, но в целом хозяйствующий субъект получает определенный размер средней прибыли (рентабельности).

    Есть еще один нюанс: он связан с Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133: материалы, предназначенные для использования в производстве продукции, не уцениваются до уровня ниже их себестоимости, если готовую продукцию, в состав которой они войдут, предполагается реализовать по цене, соответствующей себестоимости или выше себестоимости.

Ценообразование в риэлтерской деятельности

Чернушевич Дмитрий Владимирович

Заключаются ли договора на постпродажное обслуживание объектов недвижимости при желании клиента (например, приведение объекта к определенному состоянию: покраска, уборка и т.д.) и как часто?

  1. Услуга такая есть, но, как правило, а вернее в 90% случаях покупатель после того, как стал собственником, обязательно затеет небольшой ремонт. И даже если объект стоит 1 000 000 у.е., – сколько людей столько вкусов. Так что каждый объект модернизируется, но чаще обращаются к своим строителям или действуют собственными силами.

  2. Ведутся ли работы по созданию единой базы данных объектов недвижимости, предлагаемых к продаже, аренде и т.д., что значительно упростило бы жизнь покупателям?

    Такая база уже существует и есть даже программа Недвижимость 3.0, в которой имеются все объекты города. Но мне кажется, что лучше сделать такую базу в сети Интернет. Хотя на сайте realt.by и есть основная база данных.

  3. Можно ли при нормативном регулировании ценообразования на рынке риэлтерских услуг использовать опыт стран ближнего и дальнего зарубежья? Если да, то какие именно элементы этого опыта было бы целесообразнее всего использовать в Беларуси?

    Целесообразно отпустить процент. Доверить его рыночным механиз-мам. Но установить при этом максимальные и минимальные планки.

  4. Как принятие Советом Министров постановления №386 и вве-дение единых для всех агентств тарифов на риэлтерские услуги было воспринято клиентами – как положительный шаг либо же продавцы и покупатели видели в этом отрицательные моменты?

    Клиенты по достоинству восприняли проценты, так как весь мир живет по правилам и, наконец, они пришли к нам. Но иногда наблюдается путаница: невозможно рассчитать процент сразу; для клиента приходится озвучивать примерное значение, так как курс постоянно меняется и на момент сделки иногда это совершенно другая сумма.

  5. В каких странах действует институт процентных исчислений, взятых за основу в нашем государстве?

    Практически во всех развитых странах.

  6. С какого времени в Беларуси действует тарифная ставка на риэлтерские услуги, и какими нормативно-правовыми актами она закреплена?

    Тарифы на риэлтерские услуги установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2008 г. №386 с дополнениями и изменениями Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2009 г. №957.

  7. Как Вы считаете, можно ли цену риэлтерских услуг просчитывать по трудоемкости агента плюс оплата услуг, подобно тому, как ведется расчет услуг на рынке ремонтных работ?

    Нет объективных факторов, определяющих работоспособность агента. “Секундировать” показы тоже сложно. Невозможно спрогнозировать, сколько времени можно потратить на продажу объекта, и многих клиентов это может отпугнуть. Как мне кажется, процент – это самый идеальный вариант исчисления оплаты риэлтерских услуг.

Значение рынка риэлторских услуг в системе управления недвижимостью в условиях трансформации собственности

Синяк Николай Георгиевич
Артемова Н. В.

Как, по вашему мнению, должна проявляться активная регулирующая роль государства в сфере управления недвижимостью?

  1. Мировой экономический кризис подтвердил значительную роль сектора недвижимости, как основы национальных экономик государств, в том числе и Беларуси. В связи с этим активная и целенаправленная регулирующая роль государства в становлении и развитии рыночных механизмов в секторе недвижимости, где государство выступает не столько как один из ведущих регуляторов рыночных отношений, но и как один из крупнейших собственников и участников рынка, все более воспринимается как необходимость. Государственные органы являются основными инициаторами законодательного развития, практически монопольными организаторами приватизационных процессов, наиболее масштабными строителями и продавцами недвижимости, организаторами обслуживания недвижимости, активными участниками арендных отношений, монопольными регистраторами объектов недвижимости и сделок с ними между субъектами всех форм собственности.

    Поэтому у государственных исполнительных органов возникают сложные задачи формирования долгосрочных политик и оперативного выбора относительно государственной собственности на фоне ими же выдвигаемых и реализуемых законодательных инициатив и нормативных актов по развитию рыночных отношений в целом и для рынков недвижимости, в частности.

    Поэтому комплексное, сбалансированное развитие механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости, одновременно обеспечивающих как поддержку интенсивных рыночных преобразований, так и эффективное управление недвижимостью, является весьма актуальным.

  2. Что вы понимаете под «использованием высокоразвитой технологии как условия интенсивного ресурсосберегающего экономического роста» в сфере управления недвижимостью?

    Вхождение переходной экономики Беларуси на равных правах в мировую экономику рынка потребует длительной и систематической работы, особенно в части формирования цивилизованной и социально ориентированной рыночной структуры, в том числе в сфере управления недвижимостью. Формирование и развитие рынка риэлтерских услуг, как составной части механизма управления недвижимостью, о чем говорилось в статье, в современных условиях требует новых подходов и методов, соответствующих изменившимся условиям осуществления хозяйственной деятельности. Технологические нововведения и институциональные изменения в сфере недвижимости в целом и в области риэлтерских услуг в частности могут стать основой интенсивного ресурсосберегающего экономического роста Беларуси (в том числе за счет снижения транзакционных издержек), внести значительный вклад в стабильность существования и развития рынков недвижимости и общества в целом. Об этом и другом пойдет речь на Международной конференции «Перспективы развития оценочной деятельности и электронного бизнеса в сфере недвижимости», проводимой БГТУ 8-9 декабря 2011 г., в которой мы приглашаем принять участие всех заинтересованных.